Вообще-то не очень легкую задачу я поставил для себя, когда стал писать текст для этой страницы: объяснить, как я отношусь к веб-разработке вообще. У меня есть значительный опыт в веб-разработке, но в статье я не претендую на всеобъемлемость подхода, хотя, он может оказаться полезным.

С чего можно начать?

Вы возможно прочитали пару книг про то как «правильно» вести разработку сайтов и возможно послушали несколько доморощенных адептов, которые любят рассказывать на конференциях об очередном гениальном ноу-хау. Рекомендую все эти знания выбросить – одного «хорошего» подхода не существует. Как минимум от масштаба проекта, от размера команды, от корпоративной культуры будет зависеть эффективность выбранного метода.

В конечном счете, без всяких теорий, люди умудрились построить пирамиды, китайскую стену, открыть Америку, полететь в космос и т.д. Наличие здравого смысла и логики – это уже достаточные условия, чтобы начать и завершить проект.

На кого рассчитано?

Более шести лет я плотно занимаюсь проектированием сайтов и ведение проектов и вижу неутешительную статистику, что много, очень много проектов не доходит до конца. На разных стадиях сайты бросаются. Казалось бы, простая задача оказывается непосильной. И так происходит не только с маленькими компаниями, такое случается и в огромных организациях, у которых куча денег, а значит и ресурсов и возможностей. И это статья для тех «везунчиков», которым поручили сделать сайт (назначили ответственными или вы решили найти разработчиков для себя и т.д.), т.е. вы не специалист по созданию сайтов.

На мой взгляд, важной причиной этого становится огромный объем скрытой работы, которую нужно проделать и неумение этот объем разделить на ключевые этапы.

В итоге люди впрягаются в «бесконечную» работу и не могут увидеть результат своего труда. Но очень важно понимать, что, как и при строительстве, у процесса есть несколько этапов и без прохождения каждого из них мы не можем заселиться в дом.

Я выделил пять ключевых этапов, на которые нужно обратить внимание, в конце каждого мы получим результат значимый для успешного завершения проекта.

Как эффективно создать сайт?

Сбор
требований
Интервью
с пользователями
Анализ
статистики

Нужно сделать максимум усилий вначале, чтобы получить четкое представление о целях продукта. Эта задача может оказаться куда более сложной, чем кажется. Требуйте, чтобы люди высказывались в письменном виде (это очень сложно, но того стоит), а если проводите интервью или беседы по поводу сайта, то записывайте сами и давайте читать эти записи участвующим сторонам.

Для существующих сайтов важно не забыть смотреть статику. На мой взгляд эволюционный подход лучше при редизайне и поэтому нужно выделять и использовать успешные/востребованные решения, а не игнорировать их.

Все требования должны быть записаны и одобрены. Почти всегда это недостижимый идеал, но к нему стоит стремиться.

Информационная
архитектура
Персонажи
Роли
Сценарии

Боюсь, что я использую этот термин (информационная архитектура) в упрощенном смысле, но ключевая идея в том, что нужно структурировать и организовать собранную информацию. Для этого могут пригодиться хорошо зарекомендовавшие себя приемы создания Персонажей, описания Сценариев поведения, использования Путей пользователя и т.д. Инструментарий сильно зависит от серьезности задач и ваших амбиций, но нужно сконцентрироваться на декомпозиции общей задачи.

Создавая карту сайта, описывая содержание разделов, представляя себе лицо пользователя — вы создаете много точек зрения на будущий сайт, которые позволяют увидеть нужные детали.

Как минимум всегда делайте карту сайта, которые будет отражать все разделы, ключевые страницы и важные функции (например, напишите о баннерной системе, о необходимости шаблонов писем и кнопках социальных сетей).

Wireframes
Требования
к контенту
Ранний
прототип
Функциональная
спецификация

Вайфремы были придуманы для упрощенного представления сложных цифровых систем. Много существует путаницы между wireframes, mockup, prototype, но все вращается около единой идеи, что нужно дать представление о конечном продукте как можно раньше. Но вайфреймы делать быстрее, ими проще манипулировать, и, по моему опыту, они лучше фокусируют внимание на информации.

Рекомендую не использовать интерактивные средства прототипирования типа Axure — это хорошая игрушка в опытных руках и для решения определенных задач, но с вероятностью 98% я уверен, что эта игрушка вам только навредит.

Про вайфреймы можно почитать и в результате этого этапа вы должны получить спроектированный набор страниц. Если вы сразу постараетесь использовать при проектировании реальный контент, то по результату проектирование вы поймете каких материалов не хватает, какой объем нужно подготовить и сможете определить количественные параметры для материалов (длинна заголовков, использование подзаголовков, объем текста, размер изображений, размер видео и .д.).

Понять, что у вас с контентом будет гораздо важнее, чем написать функциональную спецификацию для программистов (они умные и сами разберутся). Чаще всего именно контент, затягивает проекты. Именно работу по его подготовке, обработке, источниках получения и т.д. люди склонны недооценивать.

Визуальный
дизайн
Привила
использования

Готовые вайфреймы вы сможете отдать дизайнеру. Сейчас дизайнеры уже понимаю, что за документ к ним приходит и, надеюсь, вам не придется объяснять, зачем все это надо. Но шанс получить в ответ раскрашенный макет или что-то совершенно неожиданное всегда остается. С этим нельзя ничего поделать. Поможет только осознанный отбор исполнителя или вовлечения дизайнера в работу на ранних стадиях.

В любом случаи, при наличии вайфреймов результат дизайна будет более прогнозируем. И если вам попался хороший дизайнер, то попросите его сделать не только шаблоны страниц но и Style Guide, чтобы вы могли использовать его при развитии сайта. А еще более важно, чтобы дизайнер смог проконтролировать воплощение его идей на стадии разработки.

Разработка
Документация
для поддержки

Разработка она и есть разработка. Здесь нужно постараться все воплотить. Если на предыдущих стадиях были приложены достаточные усилия, то здесь не придется ничего выдумывать, а и для большинства эта стадия пройдет гладко. Главное не начинать делать сайт прямо с нее.

Напоследок

Несколько совет общего характера:

1) Не берите пример с сайтов известных брендов, чаще всего это сайты с низкой конверсией. Их основная прибыль генерируется по другим каналам. Поэтому они могут позволить себе делать красивые, визуально эффектные сайта, но не заботиться об ROI.

2) Не пытайтесь воплотить сразу «всё». Мое любимое слово относительно веб-разработки — итерация. Двигайтесь шаг за шагом. Это сэкономит вам время, деньги и позволит добиться более значимых результатов.


Если у вас есть вопросы, комментарии, предложения, то пишите на hello@derwhite.com, мне очень интересно вас услышать и получить обратную связь.

Подлужный Дмитрий Арнольдович

Об авторе

Дмитрий Подлужный – UX Leader в ADV/web-engineering co. (ранее UX Leader, Art director, PM в студии Spacebox) и консультант по UX в свободное время.